На окраине Интернета

Сумерки блогосферы

2

| Метки: ,

Сегодня у меня в гостях весьма интересный и самобытный блоггер Алексей Иванов (Алеха).

Вкратце, о появлении этого гостевого поста.
Началось все с того, что все чаще и чаще я начал обращать внимание на комментарии одного из читателей моего блога, которые  мне показались очень содержательными и не похожими на другие. Слог, юмор, мысль — все сочеталось гармонично и ненавязчиво. Естественно, если интересный комментарий, то и блог комментатора просто обязан быть интересным. Логика меня не подвела и блог Алексея под названием «СУНДУК ХАБАРА» приятно удивил. Я, также как и каждый блоггер, имею несколько блогов, которые читаю постоянно, так вот блог Алехи быстро пополнил этот список.

Через некоторое время я сам предложил Алексею написать гостевой пост для моего блога, надеясь на то, что пост окажется достаточно интересным и содержательным. Когда Алексей откликнулся на мое предложение и я прочел предложенную им статью, то понял, что и в этот раз не ошибся, статья у него получилась просто отличная.
Итак, предлагаю Вашему вниманию размышления Алексея о настоящем и будущем Блогосферы.

Семь-восемь лет назад, когда электронные дневники
только появились, блоггеров было мало, зато они писали регулярно,
и многие из них ведут свои дневники до сих пор. В последние три года (...)
количество блоггеров резко возросло, но доля тех, кто пишет регулярно — упала.
Яндекс, 2009 г.

Сумерки блогосферы

Необязательное предисловие
Написать что-либо серьезное в относительно приемлемом виде с десятой-пятнадцатой попытки становится уже традицией. Можно и с первой, но тогда придется не отвлекаться на сомнения, обуздать фантазию... Но как можно писать без фантазии, не сомневаясь, о вопросах, на которые четких "рамочных" ответов нет?

Я отношусь к категории людей, которым бывает непонятным казалось бы сотни раз разжеванное и уже сброшенное в архивы. Иногда мне не лень поставить под сомнение, пересмотреть общие догмы. Например, что такое блоггер, в чем его предназначение, ценность? Да, есть общее определение, что блоггер — человек ведущий блог. Но зачем он пришел в Сеть, чего хочет? Слишком много здесь противоречивых мнений. И то, что как прозрение написано сегодня, уже завтра кажется полной ересью и надо все переосмысливать заново. Хорошо тем, кто не сомневается. Иногда завидую им.

А сегодня... Сегодня нет даже четкого ответа на, казалось бы, банальный вопрос: как пишется это слово блоггер по-русски: с одним "г" или с двумя?

Зачем люди тратят свое жизненное время на блоги?

Чертик из коробочки
Он словно бы возник из ниоткуда. Существует много мнений о причинах, породивших блоггинг. Одни утверждают, что блоггинг — это такой вид социальной "персональной" журналистики, порожденный возрастающей потребностью людей донести свою мысль до широкой аудитории, быть услышанными. Ведь традиционные СМИ уж давно "не ведут переписку с читателем", а свобода слова стала слишком избирательной даже в обществах с давно устоявшейся "демократией" (это грязное ругательство). Вот тут-то на выручку и пришел блог. Даже не пришел, а стремительно ворвался.

Замечу, что здесь кроется одна из загадок блогосферы: в конце 90-х годов прошлого века блоги возникли почти в одночасье и как бы из ниоткуда.

Можно придерживаться "журналистской" теории, ведь блог, действительно, изменил представление о журналистике, как о занятии избранных. Теперь оно доступно всем желающим, сколько-нибудь способным к этой деятельности. Более того, с какого-то момента ведущие электронные СМИ начали использовать в лентах новостей "блоговые" новости, а журналисты часто берут в блогах идеи для статей. Информационный симбиоз.

Некоторые исследователи утверждают, что одной из главных причин возникновения блоггинга была потребность одних представителей пресыщенного информационного общества в "опосредованном эксбиционизме" (т.е. публичном обнажении своей личной жизни, своего мира) с целью "сверки" своей жизненной позиции и самоутверждения, а других — в "опосредованном вуаеризме" — подглядывании за чужой личной жизнью. Здесь доминировала потребность в сопричастности. Хотите быть сопричастными к жизни своих кумиров — пожалуйста, хотите быть сопричастными к жизни иных, других — нет проблем. Такое себе "наедине со всеми". Очень интересная теория, но детально разбирать ее не буду, поскольку, если в ней любой психолог рискует "ногу сломать", то я точно расшибусь в хлам. Поэтому, выражаясь хитрым языком наших политиков, "примем информацию к сведению" ("и замнем — для ясности", — уточняет народ).

Поговаривают, что блоги естественно пришли на смену эпистолярному жанру. Дескать, что-то должно было заполнить возникшую пустоту. И через каких-нибудь сто-двести лет наше время историки будут изучать, в том числе, и с помощью архивных блоговых записей, ведь составить более-менее четкое живое представление о реалиях нашего времени только по официальным документам будет очень трудно. Вот тогда и будут активно "ковырять" электронные архивы.

Впрочем, эта гипотеза не нова, ее высказывал еще Маяковский (вот это был бы блоггер!), который о блогах не слыхивал, но проблему предвидел:

Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем говне,
наших дней изучая потемки...
и т.д.

Из всего разнообразия гипотез мне больше нравиться "трансцендентальная", но о ней позже.

Сумерки
Бытует мнение, что увлечение блоггингом в русскоязычном сетевом пространстве "опережающими темпами" идет на убыль. "Блоги стали скучными", "попса", "наигрались", "все написано до нас" — нет-нет да и вспыхнет огонек этой дискуссии на разных ресурсах. Спорят "сетевые асы" и "новайсеры". Точнее — спорили, когда это "вдруг" стало очень заметно, а теперь почти не спорят.

В то же время официальные отчеты утверждают, что блоггеров становится все больше. Но утверждения, подобные рапортам Яндекса, о растущем из года в год абсолютном числе блогов, почему-то вызывают сомнение. Что-то не то считает Яндекс...

Сколько нас?
По данным Technorati (англоязычный блог-поисковик) за 2008 г., количество русскоязычных блогов в Сети достигало почти 7 млн (всего блогов в мире насчитывалось около 133 млн).

Но в октябре 2010 г. в Сети появилось исследование научного центра Berkman (Гарвардский университет) "русскоязычной" блогосферы —"Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization" — согласно которому, в настоящее время существует более 5 млн русскоязычных блогов. Американские интернет–исследователи утверждают: большая часть (60%) русскоговорящих блоггеров живут за пределами России и только 40% — в России.

Просто сравнивая голые статистические данные, можно утверждать, что русскоязычная блогосфера начала сжиматься.

Но есть и другие данные, наоборот, свидетельствующие о расширении блогосферы. В начале 2009 г. Яндекс опубликовал исследование, где русским по белому: "по данным Поиска по блогам Яндекса на весну 2009 г., в русскоязычной блогосфере около 7.4 млн блогов: 6.9 млн личных дневников и более 500 тыс сообществ. Это почти в два раза больше, чем год назад".

Но здесь же Яндекс скромно констатирует: "Доля активных блогов (которые содержат хотя бы 5 записей и обновлялись хотя бы раз за последние 3 месяца) продолжает снижаться — сейчас их всего 12%. Год назад регулярно обновлялся каждый пятый блог, а два года назад — каждый второй"...

Думаю, что все эти цифры сравнивать можно лишь с большой "поправкой на ветер". Потом, непонятно как же быть с "мертвыми душами" — давно молчащими блогами.
Но даже 12% "условно живых" блогов из 7.4 млн — это, согласитесь, очень мало. "Неофициально" их может быть значительно меньше.

Медленное заиливание
С официальными данными о росте количества блогов спорить не буду. Но, по-моему, с блогосферой происходит нечто похожее на заиливание водоема — количество "выпавших в осадок" стремительно растет, замусоривая блогосферу.

Все как бы все правильно — природный отбор. Ведь была мощная волна появления блогов по принципу "это модно". Блоги создавали многие, но... Волна схлынула, оставив после себя гниющие водоросли и тушки загадочных существ. Люди ушли, а их блоги на бесплатных платформах остались. Много заброшенных блогов. Попытки вычистить "шлак" предпринимаются, но оценивать их успешность не берусь.

Вторая мощная волна — любители шальных денег. Манимейкеры всех возрастов ринулись за добычей, делая блоги "абы как", напихивая в них "абы чего" и рекламы "до не могу". У многих не получилось зарабатывать. Не помогли ни советы бывалых SEOшников, ни их платные мастер-классы (подозреваю, что они сами "манимейкерскую" волну и подняли). Мифы о легкодоступном "бешенном бабле" развеялись, волна уже почти схлынула, оставляя после себя кучи сетевого мусора.

Промежуточный вывод: количество брошенных страничек и дневников растет и в дальнейшем этот процесс будет только набирать обороты.

Сегодня это общая болезнь Интернета. То же самое происходит и с "социальными" ресурсами.

Для разнообразия возьмем "динамично развивающуюся" социальную сеть — Facebook (потому как это сейчас на слуху). По-моему, точнее будет — "динамично загнивающая" сеть.
В январе этого года сеть Facebook сообщила, что в сети более 600 млн зарегистрированных пользователей. Но опять же — это весьма условные цифры.

В конце августа 2010 г. в электронных СМИ мелькнула любопытная информация со ссылкой на швейцарскую газету Le Temps о... покойниках в Facebook. Некий швейцарский специалист по информационным технологиям Штефан Кох утверждал, что реальное число ныне покойных пользователей Facebook — от 3 до 4 млн.

Кох подсчитал также, что около 100 млн страниц в этой соцсети — спам (созданы спамерами и сетевыми мошенниками). Я уверен, что их много больше. Во всяком случае, количество и тех и других постоянно растет. Увеличивается и количество заброшенных страничек.

Разумеется, Коху можно верить, а можно и послать... Лично я — верю. Но с оговорками.
Что же касается заброшенных страничек, то вот вам самая банальная причина: знакомая девушка как-то призналась, что вынуждена постоянно регистрироваться заново в различных социальных сетях, потому что постоянно забывает свои пароли.

"... Какой смысл говорить о будущем?
О будущем не говорят, будущее делают.
Вот рюмка коньяка. Она полная. Я сделаю
ее пустой. Вот так. Один умный человек сказал,
что будущее нельзя предвидеть, но можно изобрести".
Аркадий и Борис Стругацкие, "Гадкие лебеди"

Заглядывая вперед
Всегда интересно, что будет дальше, что ждет блогосферу. Логично было бы предположить, что количество активных блогов продолжит стремительно сокращаться. Но это будет не очень заметно "невооруженным глазом". Здесь было бы интересно рассмотреть одну из интереснейших проблем Сети — распространение "нелюдей", т.е. программ, генерирующих учетные записи исключительно в рекламных или информационных целях. Боюсь, что "нелюди" еще покажут всем "кузькину мать" — технологии совершенствуются, роботы "умнеют"...

С другой стороны — вряд Яндекс или Google будут спокойно смотреть на засирание Сети, таяние рекламных площадок, на сокращение объемов оригинального контента. Я не знаю, что они придумают, но уверен, что их специалисты уже работают над этой серьезной проблемой.

Думаю, что в "живой" блогосфере в дальнейшем будет доминировать несколько ключевых "стратегий", причем, как у манимейкеров, так и у блоггеров "по убеждению":

1. Объединение от нескольких до нескольких десятков блоггеров на одном ресурсе. Это будут не привычные "сообщества", а нечто среднее между "клубом" и нынешними электронными СМИ. С более жестким подходом к качеству контента, с распределением ролей по наполнению и продвижению блога, поиску новых интересных тем, авторов, копирайтеров.

Почему кооперация блоггеров будет популярной? У меня есть одно простое объяснение-наблюдение: создание качественного контента требует трудозатрат и времени. Пусть вы даже гуру в своей тематике, но сомнительно, что вы сможете успевать регулярно наполнять блог в оптимальном режиме (хотя бы раз в три дня).

Например, на просмотр этого поста у вас уйдет несколько минут, на внимательное прочтение — немногим больше. У меня же на его написание ушло около двух месяцев, правда с перерывами. И проблема здесь не в моей медлительности. Просто я задал определенные требования к качеству контента и попытался им соответствовать.

Читатель же не любит ждать. А ежедневными "высерами" по принципу "абы что" его не удержать. И качества блогу это не добавит (я уже экспериментировал).

Здесь еще одна проблема: с каждым днем требования блоггера к качеству собственных постов растут, соответственно растут и трудозатраты на реализацию творческих идей. Поэтому со временем блог обновляется все реже. А это уже не есть хорошо. Поэтому, один из возможных вариантов — блоггерская кооперация.

Основной источник дохода — от рекламы (во всех ее видах).

2. Объединение специалистов в тематические "закрытые клубы". Основной источник дохода — торговля узкоспециализированной информацией и консультации. Возможно, чтобы иметь доступ к ресурсу надо будет вносить абонплату.

3. Уход от ориентации на PR, ТИЦ. Даже если эти показатели и останутся в арсенале поисковых систем (что маловероятно), то ни для блоггера, ни для рекламодателя они не будут иметь значения. Не более "Почетной грамоты" на стене.

Значение будет иметь только охват аудитории (количество посетителей).

Я пишу эти строки, а за соседним столом сидит человек, который админит информационный сайт (ресурсу чуть больше года). А теперь загадка для гуру SEO: среднесуточное количество посетителей русскоязычного сайта — 20 - 40 тыс (рекорд — около 140 тыс). Какой у сайта PR?
(Правильный ответ — 0).

Да, без шуток. Доход от рекламы составляет, ориентировочно, около $5 тыс в месяц. И реклама здесь — лишь "побочный эффект". "А как же Google?", — спросил я у админа. — "Да срать я хотел и на Google и на его PR", — ответил он. И он прав, при всем моем (и его) уважении к "гуглу".

О чем будут писать? Думаю, это будут все те же "вечные" темы: по данным Berkman, главных тем всего 5 — политика, общество, культура, региональные интересы; к этому "дискуссионному центральному ядру" относятся и "рекламные" блоги, созданные для зарабатывания денег за счет предоставления определенного содержания (в основном развлекательного).

Но мой знакомый админ, отслеживающий посещаемость мощного информационного сайта, выражается по этому поводу менее политкорректно: "Политика, говоришь, культура? — спрашивает он презрительно. — Грубо говоря, "сиськи-письки, криминал и катастрофы" — вот что самое популярное, это — трафик".

Многое будет зависеть и от развития Глобальной сети, которая сегодня все больше напоминает стягивающуюся удавку. С одной стороны, — усиление контроля со стороны разных госсистем под соусом борьбы с терроризмом, борьбы за общественную мораль и т.д., с другой — давят правообладатели, "борцы с пиратством". Это позволяет прогнозировать, что в нынешнем виде Интернет просуществует недолго. Возможно, он приобретет некую высшую форму — превратится какой-нибудь Сверхнет или Глобалнет, с более высоким уровнем свободы, что, в конечном итоге, перейдет в нечто новое, совершенную систему передачи информации с помощью либо каких-нибудь вживляемых в мозг микрочипов или чего-нибудь подобного.

И, возможно, передаваться будут целые мыслеобразы, с реальными ощущениями. Вот сидите вы на берегу океана под пальмами, пьете свой коктейль, и "транслируете" свои ощущения друзьям в душный офис. И они, поймав вашу "волну", лишь закрыв глаза и расслабившись, ощущают то же, что и вы в данный момент. Фантастика? Сегодня — да, завтра — обычная практика.

Может это осталось незамеченным, но в ноябре 2010 г. заработала новая социальная сеть Path (в виде приложения для коммуникаторов iPhone). Одна из ключевых идей — это сеть не "болтающая", а общение там только картинками (образами), чтобы делиться с друзьями самыми приятными моментами в жизни. Например, вы передаете картинку чашечки горячего кофе. Друзья знают, что вы любите кофе. И, увидев на экране кофе, понимают, что вам хорошо. А единственный способ моментально известить друзей о том, что перед вами горячий кофе, — это сфотографировать чашку с кофе и выложить снимок в Сеть. И никакой болтовни.

Значит, начало положено...

И последняя гипотеза...
Все вышеизложенное — просто "сетевая бытовуха" по сравнению с гипотезой, что мы не сами "изобрели" интернеты, а Глобальная сеть — всего лишь необходимый виртуальный тренажер для перехода человечества на высшую ступень развития — духовную, где нынешний, привычный нам мир — не более чем ясельная группа детского сада, а сами мы придем к состоянию глобального единения на ментальном уровне.

У этой теории хватает сторонников. Они утверждают, что уже сейчас мы учимся взаимодействовать на более высоких уровнях (в том числе и через блоги), учимся чувствовать друг друга на больших расстояниях, с помощью тех же блогов нам дана возможность осознать себя как часть Целого.

Красивая гипотеза.

Комментарии: (2)

Два месяца работы над статьей не напрасны. Рассуждения довольно интересны. Думаю что блогосфера, вряд-ли сдаст свои позиции, скорее действительно перерастет в что-то схожее, но совершенно новое.

Upominator plačati milijone!

Отправить комментарий


Просьба, по возможности, не использовать форму "Анонимный". Лучше выберите форму "Название/URL" и в графе Название укажите свое имя, а графу URL оставьте пустой.

Спасибо за комментарий. Наберитесь терпения пока Ваш комментарий пройдет модерацию.

Самое читаемое в Блоге: